Друзья проекта:

Книга Памяти Украины

Ил-4. История создания




Авиаконструктор С. В. Ильюшин (в центре) среди летчиков и работников авиапромышленности


Когда в 1933 году Сергей Владимирович Ильюшин приступил к проектированию скоростного бомбардировщика СБ-39, у него совсем не было опыта разработки самолетов. Хотя ему уже исполнилось 39 лет, в активе начинающего авиаконструктора имелось лишь несколько легких спортивных планеров. Тем не менее, Ильюшин рискнул вступить в конкуренцию с самим А. Н. Туполевым - признанным мэтром советского авиастроения, под руководством которого создавался альтернативный проект АНТ-40. Итог соперничества был вполне закономерным - на вооружение приняли машину Туполева.

Однако Ильюшин не впал в уныние. У него родилась идея переделать самолет из ближнего скоростного бомбардировщика в дальний, значительно увеличив запас горючего. В те времена основу советской дальней авиации составляли громоздкие и тихоходные четырехмоторные туполевские бомбардировщики ТБ-3. Новая разработка Ильюшина значительно превосходила их в скорости и высотности, а значит, была менее уязвимой от вражеских зениток и истребителей.

Идея нашла поддержку у военных, и 1 июля 1935 года первый прототип бомбардировщика, названного ЦКБ-26, поднялся в небо под управлением летчика-испытателя Виктора Коккинаки. Самолет показал выдающиеся летные данные, но он еще не был полноценной боевой машиной - на нем отсутствовало вооружение. Кроме того, ЦКБ-26 имел смешанную конструкцию с деревянным фюзеляжем, а руководство ВВС требовало, чтобы все дальние бомбардировщики были цельнометаллическими. На переделку проекта и постройку второго прототипа с индексом ЦКБ-30 ушло восемь месяцев. 31 марта 1936 года, в день рождения Ильюшина, ЦКБ-30 совершил первый полет. 1 мая сверкающий полированным металлом самолет продемонстрировали Сталину, которому он очень понравился. Тут же последовал «высочайший» указ не медлить с запуском машины в серию.

В начале 1937 года московский авиазавод №39 развернул серийный выпуск ЦКБ-30, переименованного в ДБ-3 («дальний бомбардировщик - третий»). Весной того же года самолет начал поступать в войска, а летом к его постройке подключили завод №18 в Воронеже. Весной 1938 года производство ДБ-3 началось на новом авиазаводе №126 в Комсомольске-на-Амуре.

Тем временем Ильюшин продолжал работать над совершенствованием своего первенца. К 1939 году в его конструкцию был внесен целый ряд серьезных изменений, направленных на улучшение летных данных и повышение технологичности в серийном производстве. Носовую часть фюзеляжа удлинили, сделав ее более обтекаемой, площадь крыла и посадочных щитков немного увеличили, трубчатые лонжероны заменили на тавровые балки, а наборные нервюры - на штампованные, что значительно снизило трудоемкость сборки. Самолет получил новые моторы М-88, также предусмотрели установку автопилота и радиополукомпаса (правда, из-за нехватки этих приборов их ставили далеко не всегда).

После доработок к индексу машины добавили букву «Ф» и в 1940 году наладили серийный выпуск. В феврале 1942-го ДБ-3Ф снова переименовали, присвоив ему обозначение Ил-4, под которым он и вошел в историю, став самым массовым дальним бомбардировщиком советских ВВС. За годы Великой Отечественной войны были выпущены 5256 Ил-4, еще 160 экземпляров вышли из заводских цехов уже после ее окончания.



Рабочие сборочного цеха переносят каркас крыла Ил-4. В годы войны на советских авиазаводах еще широко применялся ручной труд



Десятый Гвардейский. Виртуальный музей.
© 2002 - 2011 Харитонов Евгений

gross@lipetsk.ru
статус абонента 22109131 - 22109131