Друзья проекта:

Книга Памяти Украины

Ил-4. Конструкция

Ил-4 — двухмоторный цельнометаллический четырехместный свободнонесущий низкоплан с убирающимся шасси и закрытыми кабинами экипажа



Тактико - технические характеристики:

 
ДБ-3Ф
обр. 1940 г.
Ил-4 *
обр. 1942 г.
Ил-4ТК.
Двигатели 2хМ-87Б 2хМ-88Б 2хМ88Б+ТК-3
Мощность, л.с. 950 1100 1100
Длина, м. 14,76 14,76 14,2
Размах, м. 21,44 21,44 21,44
Площадь крыла, кв.м 66,7 66,7 66,7
Масса пустого, кг 5373 6421 6500
Масса взлетная, кг 7638 10055 10593
Скорость макс. у земли, км/ч 354 332 350
Скорость макс. на высоте, км/ч 445/5,4 404/6,6 405/7,0
Время набора высоты 5000 м, мин. 13,6 19,0 -
Потолок, м 9000 8300 9500
Дальность полета, км 3500 3585-4260 ** -
Вооружение, калибр, мм 3х7,62 2х7,62 1х12,7 Нет
Бомбовая нагрузка, кг 1000-2500 1000-2500 1000

* - С деревянными элементами конструкции
** - C подвесными баками

Фюзеляж: дюралевый полумонокок с гладкой обшивкой, приклепанной к легкому каркасу из шпангоутов и стрингеров. В носовой части расположена хорошо остекленная кабина штурмана-бомбардира, за ней - кабина пилота, далее - фюзеляжный бомбоотсек, за которым размещались рабочие места стрелка-радиста и хвостового стрелка.


Кабина штурмана



Фонарь кабины пилота и стойка антенны



Ступеньки на левом борту, закрытые подпружиненными створками



Внешние накладные ребра жесткости на борту фюзеляжа


Крыло: цельнометаллическое, двухлонжеронное, пятисекционное, состоящее из центроплана, двух секций с мотогондолами и двух консолей. Стыки между секциями закрывались дюралевыми лентами. В передних кромках консолей размещались воздухозаборники маслорадиаторов с регулируемыми жалюзи, а в левой консоли также - посадочная фара. Вдоль задней кромки ко второму лонжерону крепились на шарнирах шестисекционные посадочные щитки-закрылки и элероны с триммерами.


Посадочная фара на левой консоли крыла



Воздухозаборник маслорадиатора в передней кромке крыла


Оперение: свободнонесущее обычной схемы. Рули имели металлическую или перкалевую обшивку и были снабжены триммерами.


Правая консоль стабилизатора и руль высоты с триммером



Киль с рулем направления


Силовая установка: два звездообразных 14-цилиндровых двухрядных мотора М-88 в мотогондолах на крыле. На задних кромках цилиндрических капотов установлены регулируемые «юбки» охлаждения. Винты трехлопастные металлические изменяемого шага марки ВИШ-23. Втулки винтов закрыты коками с храповиками для автостартера. Топливо заливалось в шесть крыльевых бензобаков, оснащенных резиновыми протекторами, препятствующими вытеканию бензина при прострелах. По мере расходования бензина баки заполнялись углекислым газом из баллона для снижения пожароопасности.


Двигатель М-88 и кок винта с храповиком для автостартера



Выхлопной патрубок



Воздухозаборник двигателя под мотогондолой


Вооружение: состояло из трех пулеметов ШКАС калибра 7,62 мм или двух ШКАС и одного УБТ калибра 12,7 мм. Один ШКАС был шарнирно закреплен в носовой установке штурмана, второй - в нижней люковой установке под днищем фюзеляжа (в походном положении он убирался в фюзеляж), а третий (позже замененный пулеметом УБТ) - в верхней поворотной турели с прозрачным шарообразным колпаком. Люковая установка имела перископический прицел.


Носовой пулемет ШКАС



Башенная турель УТК-1 с пулеметом УБТ (макет)



Нижняя выдвижная пулеметная установка. Обычно была убрана в фюзеляж и выдвигалась только при угрозе нападения вражеских истребителей


Шасси: трехстоечное, с хвостовым колесом. Основные стойки с помощью пневмоприводов убирались поворотом назад в мотогондолы и закрывались створками. Хвостовое колесо неубирающееся.


Основная стойка шасси



Хвостовая стойка шасси



Десятый Гвардейский. Виртуальный музей.
© 2002 - 2011 Харитонов Евгений

gross@lipetsk.ru
статус абонента 22109131 - 22109131