Друзья проекта:

Книга Памяти Украины

Ил-4. Модификации

ДБ-ЗФ образца 1939 года

Первая серийная модификация. Из-за недоведенносги и нехватки двигателей М-88 на большинство таких самолетов ставили моторы М-87Б мощностью по 950 л. с. Вооружение состояло из трех пулеметов ШКАС.


Мотогондола раннего образца для двигателя М-88 с каплевидными выступами над головками цилиндров


ДБ-ЗФ образца 1940 года

Самолет оснащался двигателями М-88Б мощностью по 1100 л. с. в усовершенствованных мотогондолах.


Ил-4 образца 1942 года

Воздушные бои начала войны показали, что защитное вооружение ДБ-ЗФ явно недостаточное. Для его усиления верхнюю турель МВ-3 с пулеметом ШКАС заменили турелью УТК-1 с крупнокалиберным пулеметом УБТ. А поскольку стрелок-радист не мог одновременно вести огонь из турельного и нижнего люкового пулемета, в состав экипажа ввели второго стрелка, который обслуживал люковую установку. Все это заметно утяжелило машину и сместило ее центровку назад, из-за чего снизилась продольная устойчивость, а управление стало более сложным. Чтобы исправить положение увеличили до 12° угол стреловидности консолей крыла, возвратив тем самым центровку в норму. Выпуск Ил-4 с турелями УТК-1 и стреловидными консолями начался летом 1942 года.


Ил-4 смешанной конструкции

После захвата немцами в 1941 году алюминиевых заводов Украины в СССР возник острый дефицит «крылатого металла». Советской авиапромышленности пришлось пойти на вынужденную меру — заменять дюралевые элементы конструкций самолетов деревянными. Не избежал этой участи и Ил-4: в 1942 году его начали выпускать с деревянными консолями крыла (за исключением лонжеронов) и кабиной штурмана. Но древесина менее прочна, чем дюраль, а значит, деревянные детали и узлы при равной прочности неизбежно получаются тяжелее дюралевых. В результате масса Ил-4 снова возросла, соответственно, снизилась скорость и дальность полета. Чтобы компенсировать падение дальности, самолет оснастили двумя подвесными топливными баками емкостью по 350 л, которые крепились под крылом. С ними радиус действия увеличился, но внешние баки ухудшали аэродинамику, вызывая дальнейшее снижение летных данных.

На заключительном этапе войны «дюралевый кризис» удалось преодолеть, и Ил-4 вновь стал цельнометаллическим.


Ил-4 с деревянными консолями крыла. На них видны внешние накладки для повышения прочности


Ил-4Т

Торпедоносец, созданный на базе Ил-4. Переделки были минимальны и сводились к установке под фюзеляжем держателей для подвески одной или двух авиационных торпед, либо морских мин массой от 500 кг до 1000 кг. При этом самолет сохранял возможность использования в качестве бомбардировщика. Некоторые Ил-4 Т дополнительно оборудовались подкрыльевыми пусковыми установками для шести осколочно-фугасных реактивных снарядов РС-132, которые предназначались для подавления зенитного огня атакуемых кораблей.


Ил-4ТК

Единственная за годы войны попытка радикально модернизировать Ил-4 с целью улучшения его летных характеристик, в первую очередь - высотности. Для этого самолет оборудовали двумя турбокомпрессорами ТК-3, а также герметичной кабиной пилота и штурмана, размещенной в носовой части фюзеляжа. От стрелков и защитного вооружения решили отказаться в надежде, что высокий потолок сам по себе обеспечит достаточную защиту от истребителей.

В 1943 году построили и облетали два опытных экземпляра машины, но результаты испытаний принесли разочарование. Вместо планируемых 11000 м Ил-4ТК смог подняться только на 9300 м. Турбокомпрессоры оказались слишком слабыми и ненадежными, моторы работали с перебоями, винты не давали нужной тяги.

Испытания продолжались с начала лета почти до конца осени, при этом неоднократно меняли компрессоры, вместо трехлопастных винтов установили четырехлопастные, но все было напрасно. Расчетного потолка Ил-4ТК так и не достиг, не удалось даже преодолеть рубеж в 10000 м. В ноябре программу закрыли как бесперспективную.


Носовая часть Ил-4ТК с гермокабиной сильно отличалась от всех остальных модификаций бомбардировщика



Десятый Гвардейский. Виртуальный музей.
© 2002 - 2011 Харитонов Евгений

gross@lipetsk.ru
статус абонента 22109131 - 22109131