Друзья проекта:

Книга Памяти Украины

Ил-4. Эксплуатация

Первые ДБ-ЗФ начали поступать в полки Дальнебомбардировочной авиации (ДВА) весной 1940 года. К началу Великой Отечественной войны в западных военных округах насчитывалось уже 1122 таких самолета вместе с более ранними модификациями ДБ-3.

Наиболее мощным и боеспособным соединением ДВА был 3-й авиакорпус Резерва главного командования, укомплектованный опытными экипажами — ветеранами финской войны, и полностью перевооруженный на ДБ-ЗФ. В четырех его полках к утру 22 июня 1941 года числилось 203 новых ильюшинских бомбардировщика, из них 158 боеготовых.

В тот же день корпус принял боевое крещение, сбросив бомбы на немецкие танковые и моторизованные колонны. К сожалению, этот налет обошелся нам очень дорого. Из 70 участвовавших в нем бомбардировщиков 22 не вернулись, почти все они были сбиты.

Оказалось, что ДБ-ЗФ не способны самостоятельно отбиваться от Мессершмиттов. Им требовался истребительный эскорт, но истребителей не было — большинство из них сгорело на аэродромах или погибло в воздушных боях первых дней войны. Между тем, тяжелая обстановка на фронтах вынуждала раз за разом отправлять экипажи дальних бомбардировщиков на выполнение несвойственной им задачи - атаковать немецкие танки и мотопехоту. Причем атаковать днем и с малых высот, чтобы повысить точность бомбометания. Потери были огромны, порой в боевых вылетах гибли целые эскадрильи, а 30 июня 34 экипажа заплатили своими жизнями за разрушение немецких переправ в районе Двинска.

Под угрозой полного уничтожения стратегической авиации советское командование 3 июля запретило использовать ее в светлое время суток. Однако этот запрет соблюдался далеко не всег-да. На особо угрожающих участках фронта ДБ-3 и ДБ-ЗФ продолжали отправлять в дневные налеты. В результате к концу июля в четырех корпусах ДБА остались всего 75 боеспособных машин. Но авиазаводы и летные училища продолжали работать, постепенно восполняя потери.

Только в августе ДБ-ЗФ начал применяться по своему прямому назначению — в качестве дальнего стратегического бомбардировщика. И первый же опыт такого применения принес долгожданный успех. В ночь с 7 на 8 августа группа советских самолетов, стартовав с аэродрома на острове Эзель и пролетев 900 км над вражеской территорией, впервые с начала войны сбросила бомбы на Берлин. Это было чрезвычайно важное знаковое событие: советская авиация продемонстрировала всему миру, что она не только жива, но и способна наносить удары в самое сердце рейха. Немцы были настолько ошеломлены, что поначалу приписали бомбардировку англичанам, но штаб английских ВВС заявил, что в ту ночь английские самолеты Берлин не бомбили. В первом налете участвовали только ДБ-3, а 11 августа к рейдам на Берлин подключились и ДБ-ЗФ. Всего было совершено девять налетов, последний состоялся 5 сентября.

К зиме 1941-1942 годов полки дальней авиации полностью перешли на ночные налеты, благодаря чему потери резко уменьшились. 5 марта 1942 года ДВА преобразовали в Авиацию Дальнего Действия (АДД), подчиненную непосредственно Генштабу РККА. АДД состояла из восьми авиадивизий, пять из них были вооружены ДБ-ЗФ, недавно переименованными в Ил-4. Еще две дивизии на Ил-4 остались во фронтовом подчинении. Им иногда по-прежнему приходилось бомбить днем, но теперь бомбардировщики летали с истребительным прикрытием и работали с больших высот, поэтому потери были относительно невелики — в среднем по два самолета на 100 боевых вылетов.

Летом 1942 года АДД начала совершать регулярные массированные налеты на стратегически важные объекты в глубоком вражеском тылу. В ночь с 19 на 20 июля экипажи 17-й авиадивизии бомбили Кенигсберг. Рейд полностью удался, на аэродром не вернулся только один самолет. 24 и 26 июля, а также 18 и 20 августа Ил-4 вновь атаковали столицу Восточной Пруссии, причем в налетах одновременно принимали участие до 80 машин. Кроме того, 19 августа АДД бомбила Данциг, а 26 августа после почти годового перерыва советские бомбы снова обрушились на Берлин. 5 сентября бомбардировке подвергся Будапешт, а 8-го — Бухарест. В ночь на 14 сентября сразу три авиадивизии — 3-я, 17-я и 45-я — атаковали Бухарест, Плоешти и Галац.

Продолжительность таких полетов достигала 10-12 часов. Экипажи, а особенно пилоты, испытывали очень большие физические и психологические нагрузки, так как отвлечение внимания всего на несколько секунд грозило потерей управления, столкновением в воздухе или срывом в штопор. Положение усугублялось тем, что на машинах, построенных в военные годы, не было автопилотов. Чтобы летчик мог хоть немного отдохнуть, штурман иногда брал управление на себя, для этого в его кабине имелась съемная ручка и педали.

В 1943 году поступление новых самолетов с заводов стало значительно превышать потери. Это позволило наращивать численность АДД и наносить более тяжелые удары по врагу. В том году одной из основных целей дальних бомбардировщиков стали немецкие аэродромы на оккупированной советской территории. Постоянные ночные «визиты» Ил-4 на эти аэродромы в конце концов заставили немцев рассредоточить свою авиацию по многочисленным мелким площадкам, что затруднило управление и снабжение, а в целом привело к снижению эффективности боевой работы Люфтваффе.

Между тем к 1944 году стало ясно, что Ил-4 морально устарел. Несмотря на установку крупнокалиберного пулемета, его вооружение оставалось слабым, а навигационное и прицельное оборудование не отвечало требованиям времени. Из-за этого нередкими были промахи, а порой экипажи и вовсе не находили своих целей. Так, в феврале 1944-го АДД совершила три массированных ночных налета на Хельсинки, призванных убедить финское руководство начать мирные переговоры. В них были задействованы значительные силы: советские бомбардировщики совершили в общем счете более 1500 вылетов, сбросив свыше 2000 т бомб. Однако вскоре выяснилось, что лишь незначительная их часть, всего 5-6% попала в заданные районы, а большинство упало вообще за городом или в воды Финского залива. Это можно объяснить хорошей светомаскировкой столицы Финляндии и облачностью, мешавшей ориентировке и прицеливанию, однако американцы и англичане к тому времени уже имели радиолокационные прицелы, позволявшие им метко бомбить «вслепую», сквозь плотный слой облаков. На Ил-4 ничего подобного не было.

Но за неимением лучшего Ил-4 продолжал активно воевать вплоть до конца войны с Германией. Апогеем их действий стал грандиозный рейд 516 самолетов 18-й воздушной армии на Кенигсберг 7 апреля 1945 года. А через три месяца на Дальнем Востоке бомбардировщики внесли свой вклад в разгром Квантунской армии Японии.

За годы Великой Отечественной войны ДВА и АДД совершили более 220000 боевых вылетов, сбросив на противника свыше двух миллионов бомб. 240 летчиков, штурманов и стрелков стали Героями Советского Союза, а шесть из них — С. И. Кретов, А. И. Молодчий, В. Н. Осипов, В. В. Сенько, П. А. Таран и Е. П. Федоров удостоились этого высокого звания дважды. Большинство из них всю войну летали на Ил-4.

Отдельного упоминания заслуживает применение Ил-4 в роли торпедоносца. Ил-4Т имелись в составе Черноморского, Балтийского и Северного флотов. На их счету десятки потопленных вражеских боевых кораблей, транспортных судов и десантных барж. А последнего успеха во Второй мировой войне добился экипаж Ил-4 из состава Краснознаменного Тихоокеанского флота, утопивший японский корвет у побережья Кореи.


Десятый Гвардейский. Виртуальный музей.
© 2002 - 2011 Харитонов Евгений

gross@lipetsk.ru
статус абонента 22109131 - 22109131