Друзья проекта:

Книга Памяти Украины

Барашев Дмитрий Иванович
(19.10.1920 - 23.08.1943 гг.)

Старший лейтенант.
Летчик, командир звена.
Герой Советского Союза
(Дата указа - 25.03.43 г., медаль № 837)

Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 г.

Погиб в августе 1943 г. на 297-м боевом вылете. Похоронен в г. Липецк.

Родился 19.10.1920 г. в с. Княжево Моршанского района Тамбовской области в семье крестьянина. Окончил школу ФЗУ, рабочий. В Советской Армии с 1939 г. Окончил Таганрогскую авиационную школу в 1941 г.

На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941 г.752-й ап дд, в котором служил Д. И. Барашев, нередко работал в сложных метеорологических условиях, нанося удары по объектам глубокого тыла противника. Так, в июле 1942 г., встретив на маршруте мощный грозовой фронт, летчики полка поднялись на высоту более чем 6000 метров, однако грозовую облачность перескочить не удалось. Тогда экипажи Д. И. Барашева, В. И. Борисова, Е. Д. Парахина и др., сделав поворот на север, отыскали в грозовых тучах коридор, по которому прорвались на запад.

Штурман в экипаже Барашева В. Н. Травин в совершенстве владел средствами радионавигации в сложных метеоусловиях.

В ночь на 10.09.42 г. крупная группа советских самолетов в сложных метеорологических условиях атаковала военные и военно-промышленные объекты Будапешта и Кенигсберга. Экипаж Барашева вылетел на бомбежку Будапешта. Придя на цель и отбомбившись, самолет Барашева получил прямое попадание, загорелся и, неуправляемый, начал падать. Экипаж был вынужден покинуть самолет на парашютах. Попытки Барашева после приземления найти кого-либо из своих товарищей не увенчались успехом.

Приземлившись ночью вблизи какой-то сортировочной железнодорожной станции в пригороде Будапешта и обнаружив, что продолжавшаяся бомбежка загнала людей в укрытия, летчик решил спрятаться в стоявшем на пути железнодорожном составе, надеясь, что там его искать не будут. Он забрался в вагон с углем. Когда налет кончился, состав тронулся. Куда, в каком направлении, пилот определить не мог. Усталость взяла свое, он и не заметил, как заснул. Когда проснулся, поезд продолжал движение. На стоянках, весьма длительных, Барашев слышал незнакомую речь и определить, где находится, не мог. День сменялся ночью, и опять настал день, а состав все шел и шел с продолжительными остановками. Так минуло несколько суток - без глотка воды, без крошки хлеба. Длительность пути навела Барашева на мысль: уж не идет ли этот состав на территорию Советского Союза и не везут ли его ближе к дому?! Затеплилась надежда. Вскоре эта догадка подтвердилась: однажды ночью он услышал русскую речь. Стало ясно, что он хоть на оккупированной, но на родной земле. Барашев, конечно, обрадовался, но понял, что немедленно нужно уходить, так как, видимо, эшелон вот-вот прибудет к месту назначения и начнется разгрузка.

Удачно бежав из эшелона, он попал в лес, где встретил партизан, и установил, что находится в Белоруссии. Самостоятельно пробравшись через линию фронта, Барашев явился в свою часть. Через день-два, забыв обо всех лишениях и опасности, которые ему пришлось испытать, он как ни в чем не бывало уже продолжал свою боевую работу.

Спустившиеся вместе с Барашевым члены его экипажа В. Н. Травин и Б. А. Андриевский были схвачены немцами. После допросов и пыток их заключили в концлагерь, где оба они заболели. Андриевский погиб там, а Травина весной 1943 г. при освобождении Курска спасли части Красной Армии, и он вновь летал.

Барашев имел напористый характер, энергия его не поглощалась полностью боевыми вылетами, и он всегда искал для нее дополнительный выход и порой находил его в воздушном лихачестве, чем доставлял немало хлопот командиру полка Ивану Карповичу Бровко. Ничто не могло охладить его натуру.

25.03.43 г. Д. И. Барашеву присвоено звание Героя Советского Союза.

На следующий день в полку состоялся торжественный митинг. После митинга с наступлением темноты, когда началась боевая работа, Барашев в ответ на присвоение ему звания Героя совершил ночью четыре боевых вылета.

Осень 1942 г. не баловала летчиков хорошей погодой. Частые туманы и дожди не давали возможности подняться в воздух. Но коммунист Барашев не мог усидеть на земле и не давал покоя командиру полка просьбами на боевые вылеты. При этом он уверял Бровко, что обманет зенитки противника и возвратится вовремя. Командир уступал его просьбам.

В одном из вылетов Барашев с малой высоты сбросил бомбы на аэродром Тацинская и на повторном заходе обстрелял стоянки вражеских самолетов. Таким образом он вывел из строя три самолета и поджег склад с боеприпасами, чем вызвал панику среди работавших на аэродроме немцев. Возвращаясь на свой аэродром, в условиях плохой видимости (не более 600-800 метров), он обнаружил и разогнал пулеметным огнем три немецких обоза.

Не раз экипаж Барашева вылетал на воздушную разведку. Однажды летчик заметил в воздухе самолет противника с зажженными огнями. Имея запас высоты, Барашев сблизился с ним, стал на параллельный курс и дал команду стрелку-радисту Н. С. Подчуфарову в упор расстрелять противника. Несколько минут спустя Барашев подобным же образом разделался со вторым бомбардировщиком Ju-88.

Д. И. Барашев погиб в ночь на 20.08.1943 г. Накануне был убит стрелок экипажа и Барашева попросил своего молодого приятеля фототехника И. В. Болоздыня слетать с ним на боевое задание в качестве хвостового стрелка. Перед вылетом, прибыв с экипажем на аэродром, Барашев, как всегда, сразу же пошел к своему самолету проверить его готовность и узнать, сколько подвешено бомб. Техник самолета Лебедев доложил, что машина готова к вылету, подвешено полторы тысячи килограммов бомб - 10 "соток" и одна ФАБ-500 снаружи. Барашев, привыкший летать с солидным грузом и знавший, что полк борется за повышение бомбовой нагрузки, приказал подвесить еще одну ФАБ-500. Техник ответил, что на складе бомб нет. Тогда летчик вскочил на подножку бензозаправщика и куда-то уехал. Минуло 10-15 минут, и на дороге, ведущей ко второй эскадрилье, показался бензозаправщик, но теперь он шел очень медленно. На подножке стоял и поглядывал назад Барашев, а за машиной, привязанная толстым тросом за тару, волочилась "пятисотка". Подъехав к самолету, Барашев распорядился подвесить вторую ФАБ-500.

Получив команду на вылет, он одним из первых поднялся в воздух, в положенное время передавал радиограммы. При прохождении Старого Оскола на обратном маршруте в 23 часа 50 минут экипаж сообщил: "Успешно выполнил задание. Готовьте бомбы на повторный вылет". После этого - молчание. На командных пунктах полка и дивизии всю ночь тщетно ждали самолет Барашева… Ил-4 Барашева столкнулся с бомбардировщиком встречной волны недалеко от своего аэродрома.

В истории боевого пути части сохранилась такая запись: "В 00 часов 10 минут погиб лучший экипаж Героя Советского Союза гвардии старшего лейтенанта Д. И. Барашева. Вместе с ним погибли и его боевые друзья - штурман гвардии старший лейтенант Травин, стрелок-радист гвардии старшина Подчуфаров". Четвертый член экипажа И. В. Болоздыня остался жив, по невероятному стечению обстоятельств невольно покинув самолет за 10 минут до столкновения.

22.08.43 г. весь полк и население Липецка проводили в последний путь славных соколов. Барашев, Травин, Подчуфаров были похоронены на центральной площади города. Сейчас там стоит обелиск. На родине Героя Советского Союза Д. И. Барашева, в Моршанске, в краеведческом музее, есть уголок, посвященный летчику. Там же экспонируется и вымпел его имени.

 

Источники информации:

Материалы сайта http://allaces.ru/
Материалы сайта http://www.warheroes.ru/


Десятый Гвардейский. Виртуальный музей.
© 2002 - 2011 Харитонов Евгений

gross@lipetsk.ru
статус абонента 22109131 - 22109131